madjara

madjara


В поисках каравая


Previous Entry Share Next Entry
"Страсти Жанны д'Арк" (1928) Карла Теодора Дрейера
dolce vita
madjara
Фильм о процессе над Жанной д’Арк, основанный на реальных судебных протоколах – немой, черно-белый и состоящий почти исключительно из крупных планов. Зрителям, не готовым к духовному подвигу, просмотр не рекомендуется.

Меня просто поражает, что еще в 1928 году нашлись смельчаки, решившие снять экранизацию протоколов суда над Жанной Д’Арк. Как им пришло в голову без звука снимать пронзительную судебную драму, где, казалось бы, по определению должны быть хлесткие реплики. Нельзя же было, в самом деле, упустить знаменитое:
- Ты считаешь, Бог ненавидит англичан?
- Любит ли Бог англичан или ненавидит – мне это неведомо, но я знаю, что все они будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто здесь умрет!

Звука и правда нет, поэтому актеры с удвоенной-утроенной энергии «играют лицом». Кроме их мимики почти ничего не видно – фильм процентов на 80 состоит из крупных планов лиц актеров, а средних и общих планов почти нет. В результате, например, во время суда мы видим лица Жанны и судей, а зал суда – только мельком, сбоку-вполглаза (такое ощущение, будто персонажей разглядывает очень близорукий человек). Такой метод съемки позднее был многократно использован в других фильмах, поэтому даже при первом просмотре «Страстей» иногда возникает ощущение уже виденного.

В роли Жанны Д’Арк – Мария Фальконетти, женщина с лицом мальчика-подростка и глазами размером с тарелку. Ее Жанна – одновременно и святая, и безумная, и мученица, и воин, и еще, пожалуй, истеричка. То, что сделала с собой Фальконетти в этом фильме – это просто подвиг, без шуток.

Судьи Жанны – все вместе и каждый по отдельности – не менее колоритны. Их роли играет целое собрание актеров  совершенно мерзкой наружности (как их подбирали, интересно? «Для съемок в фильме требуются уроды среднего возраста и старше. Если на вас можно взглянуть без тошноты, вы нам не подходите»?). На крупных планах все видно – и
жирные складки, и бородавки, и морщины. Ясно, что от этих чудищ Жанне ничего хорошего ждать не стоит, и только она в своей бесконечной вере в бога и церковь еще может на что-то надеяться.

Несмотря на то, что собственного звукового сопровождения у фильма нет, позднее для него несколько раз писалась музыка, с которой картина почти не воспринимается как немая.

Интересно, что сюжет фильма, похоже, отразился на его судьбе: главный негатив с картиной был утрачен во время пожара. Дрейер до самой смерти время пытался собрать фильм заново из оставшихся фрагментов, но у него почти ничего не вышло. Затем, в 1981 году, практически полная версия фильма чудесным образом была найдена в кладовке норвежской психбольницы. Ее отреставрировали и выпустили на DVD в сопровождении оратории «Голоса света» американского композитора Ричарда Айнхорна, написанной в 1988 году специально для фильма.

Еще кадры - Жанна:



Еще Жанна:


Отвратительный судья:

Единственный приличный персонаж в фильме:


Еще один отвратительный старик-судья:



?

Log in

No account? Create an account