madjara

В поисках каравая

Сингапур - Бали - Ява, часть 9
madjara
На Яве моей главной целью были 2 храмовых комплекса: буддистский Боробудур и индуистский Прамбанан. При желании, их можно посетить за 1 день - например, взяв машину в аэропорту Джокьи. Поскольку у меня водительских прав не было, пришлось нанимать водителя с машиной. Некоторые туристы покупают экскурсию в Джокье (турагенства там встречаются на каждом шагу и тур в Прамбанан и Боробудур продают все), но эти экскурсии начинаются рано утром, и для меня это значило, что я потеряю день. Так что я стартовала сразу из аэропорта. Водитель посоветовал ехать сначала в Прамбанан, потому что до него гораздо ближе ехать.
И вот:

Люди на фотографии - это японские туристы. А местное время - 7 утра, между прочим. Но они уже тут! (В тот день мне пришлось встать в 4 утра на Бали, в 4.30 заистерить, что еще не приехало заказанное такси, в 4.50 наорать на таксиста, в 5.00 прискакать в аэропорт и заплатить таксисту минимальный тариф - кажется, $2.50, в 6.15 вылететь и в 6.15 приземлиться, т.к. яванское время на час отстает от балийского. Не утро, а дурдом!). Кроме японцев, в Прамбанане я встретила еще человек 5, не считая служителей. И все. В Ангкоре на такое рассчитывать не приходится.
Прамбанан - это не отдельный храм, а целый ряд культовых индуистских сооружений, строившийся с середины IX века. Есть свидетельства, что изначально комплекс был посвящен Шиве. В X веке правители династии Матарам, бывшие заказчиками строительства, бросили его и переехали в восточную часть острова. А еще через 600 лет произошло землетрясение, комплекс был почти полностью разрушен и забыт. Только в XIX веке, когда Ява ненадолго оказалась под властью англичан, исследователи случайно обнаружили и Прамбанан, и Боробудур, о котором будет дальше. Англичане хотели начать восстановление храмов, но их выгнали до того, как они успели что-нибудь сделать. В итоге, масштабная реставрация Прамбанана и Боробудура началась только в 1930-е годы, и продолжается до сих пор. Тем более, что недавно опять было землетрясение, которое опять разрушило некоторые святилища. Так что работы там у реставраторов - непочатый край (это храм Канди Севу):

Комплекс в Прабанане состоял из 3 частей. Внешняя стена не сохранилась вообще. Возможно, внутри стены был парк или сад. Центральная часть состояла из 224 небольших храмов, почти все из которых разрушены, но несколько уже успели воссоздать. Но реставрации мешает то, что никто не знает, как эти храмы, собственно, выглядели. Внутренняя часть сохранилась - ну, по крайней мере, по сравнению с остальными. Она состоит из трех основных храмов: самый большой посвящен Шиве Разрушителю, а два других - Браме Творцу и Вишну Хранителю. Есть еще три храма меньшего размера, они были построены в честь священных животных каждого из богов: быка Нанди, человека-птицы Гаруды и гуся/лебедя Хамзы. Общий вид:

Я заходила внутрь храмов, но там почти ничего нет. Почти все статуи, которые там стояли, либо исчезли, либо находятся в музее (тут же, на территории комплекса). Да и внешне все храмы практически идентичны:

С храмами Прамбанана произошла любопытная история. Когда люди, которые их строили и молились в них, покинули эту часть острова, вокруг заброшенных святилищ поселились новые жители. А они ничего не знали о том, кто и для чего построил эти храмы. Да и религия у них была уже другая, поэтому шансов разобраться в индуистской символике Прамбанана у вновь пришедших не было. Но, видимо, никому не нравятся неразрешимые загадки. И вот новые поселенцы придумали свою легенду об этих местах: о стройной деве Лара Джонгранг, которая не хотела выходить замуж за принца Бандунга, убившего ее отца. Но отказать принцу открытым текстом Лара Джонгранг не могла, поэтому она велела ему построить храм с тысячей статуй за одну ночь ("А пятый iPhone тебе из Купертино не привезти?" - с сарказмом поинтересовался принц). Бандунг призвал злых духов, и они успели ему соорудить 999 статуй. Тогда стройная дева Лара Джонгранг развела костер (варианты: прочитала мощную мантру, посыпала землю цветами и т.д.), духи решили, что наступило утро и разбежались. Расстроенный принц Бандунг сказал, что раз такое дело, тысячной статуей станет сама Лара Джонгранг - и превратил ее в недостающую статую... Легенда - легендой, но что-то в ней есть. "Стройной девой" называют статую многрукой богини Дурги, которую нашли в храме Шивы. И барельефы на стенах тоже напоминают окаменевших людей

Примерно в километре от основной троицы находится гигантский буддистский храм Канди Севу (но неспециалист вроде меня ни за что не заметит разницы между храмами разных религий). Канди Севу почти целиком разрушен, идет реставрация. Вот главный вход, но зайти тут нельзя - нужно обходить справа:

Храм охраняют суровые амбалы с дубинками:

Для тех, кто уже без рук - без ног, в центре комплекса работает ресторан :)
Из Прамбанана я поехала в Боробудур (он подальше находится, примерно в 40 минутах езды от Джокьи). Боробудур - это самый большой в мире отдельно стоящий буддистский храм, строившийся с середины VIII до 20-х годов IX века. Примерно в то же самое время та же королевская династия построила индуистский Прамбанан - т.е. между людьми, исповедовавшими разные религии, вряд ли мог быть серьезный конфликт. Но затем Боробудур был покинут, и его постепенно захватывали джунгли и засыпал вулканический пепел (там неподалеку Мерапи - самый опасный вулкан в Индонезии). Обнаружили его, как я уже выше писала, англичане в начале XIX века, но только через 150 лет была проведена масштабная реставрация. Храм отчистили от пепла и деревьев, но главное - значительно укрепили фундамент. Вот он какой, Боробудур - гигансткая пирамида, настоящий учебник по буддизму из камня:

Саронг опять пришлось надеть - без него в храм никого не пускают, ни мужчин, ни женщин.
Я осматривала музей с гидом - яванским специалистом Аишей. Сама Аиша, как и большинство местных жителей, мусульманка, но про Боробудур знает все: и про строительство, и про реставрацию. Да и потом, карабкаться на вершину пирамиды из раскаленного камня лучше в компании :) (И, конечно, в панамке и с бутылочкой воды).
Условно, Боробудур делят на 3 части: мир желаний, мир форм и бесформенный духовный мир.
Это я на одном из нижних уровней:

На самом верхнем уровне рельефов нет, чтобы подчеркнуть его оторванность от всего сущего. Но сущее все равно туда заползло:

Еще сохранились отдельные статуи Будды, правда, не у всех уцелела голова:

"Колокольчики", т.е. ступы Боробудура использовались для захоронения праха умерших. Чем выше был социальный и религиозный статус человека, тем на более высоком "этаже" храма его хоронили:

Эпилог.
Мне удалось еще раз побывать в Прамбанане. По вечерам там показывают "балет" на сюжет Рамаяны. Но гораздо больше мне хотелось увидеть башни Стройной Девы с подсветкой:

Танцоры выступают на ярко освещенной сцене, а музыканты и вокалисты сопровождают представление музыкой и пением:

Хэппи-энд, Рама вновь обрел свою верную жену Ситу:

Вся балетная труппа вышла на поклон:

В следующем, надеюсь, последнем выпуске будет рассказ о моем возвращении в Сингапур перед вылетом в Москву. С кучей фоток, как водится :)

P.S. Я тут нашла интересны сайт материлами и по Боробудуру и Прамбанану, а также по камбоджийскому Ангкору, бирманскому Багану. Рекомендую почитать, крайне занимательно.

• 1
Как интересно :) И надо же, какая кропотливая работа, эти храмы - очуметь! :)

И правда, пока все обойдешь, везде заглянешь... А, нет, ты наверное, имела в виду работу по постройке ;) Да уж, умели люди запариваться!