madjara

madjara


В поисках каравая


Previous Entry Share Next Entry
Фильм-мюзикл "Rent"
madjara
madjara
 Недавно я посмотрела мюзикл "Rent" 2005 года (в русском прокате - "Богема", хотя у нас его все равно почти никто не видел). Мюзикл про компанию бедных артистов, художников и музыкантов, которые пробивают себе дорогу (в смысле, стараются не умереть с голоду) в новой культурной столице мира - по фильму это, без сомнения, Нью-Йорк.
Это один из самых необычных мюзиклов среди всех, что я смотрела (а уж мюзиклов я смотрела огромное количество) - прежде всего, благодаря наличию классического первоисточника - оперы Пуччини "Богема", откуда позаимствованы персонажи и многие сюжетные ходы. В общем, впечатлений -масса,
Еще недавно мюзикл "Rent" с огромным успехом шел на Бродвее. А мюзикл, в свою очередь, был написан по мотивам оперы Пуччини «Богема», действие которой перенесли из Парижа в Нью-Йорк и из XIX века – в конец XX-го.
Сразу оговорюсь, что о мюзикле я узнала только после выхода фильма, а до этого я ни разу не слышала ни одной песни оттуда и не видела ни одного фрагмента спектакля.
Основная сюжетная канва «Богемы» в «Rent» сохранена – по-прежнему перед нами горстка молодых талантов, которые ютятся в темных мансардах, мерзнут и голодают, но все равно творят, влюбляются и радуются каждому новому дню – который порой приносит им только новые беды и разочарования. Очевидно, уровень и стиль жизни молодых художников, музыкантов и поэтов за последние 100 с лишним лет принципиально не изменись.
Все персонажи мюзикла имеют более-менее узнаваемых прототипов из оперы Пуччини, правда, их переселили в Нью-Йорк, имена скорректировали на американский манер, многим изменили профессии: художник превратился в кинорежиссера, швея – в исполнительницу стриптиза (!), кое-кому изменили пол и каждому второму – цвет кожи и сексуальную ориентацию (см. таблицу). Особенно повезло Альциндору – из пожилого чиновника, не принимающего большого участия в сюжете, он превратился в одну из главных героинь – Джоанну, респектабельную женщину-юриста, у которой роман с новой «Мюзеттой», т.е. с Морин.
 
"Богема"
"Rent"
Исполнитель роли в “Rent
Мими, швея - больна туберкулезом
Мими Маркес, стриптизерша – больна ВИЧ
Рудольф, поэт
Роджер Дэвис - музыкант, раньше пел в группе. У Роджера несколько лет назад был обнаружен ВИЧ
Адам Паскаль
Марсель, художник
Марк Коэн, режиссер и оператор
Энтони Рапп
Мюзетта, певица
Морин Джонсон - актриса и постановщик авторских спектаклей
Шонар, музыкант
Энджел Дюмотт Шунар, трансвестит, уличный барабанщик – болен ВИЧ
Уилсон Жермен Эредия
Коллен, философ
Том Коллинз, преподаватель философии, анархист по убеждениям – болен ВИЧ
Джесс Л. Мартин
Альциндор, государственный советник
Джоанна Джефферсон, юрист (также имеет некоторые черты Марчелло)
Бенуа, домовладелец
Бенни Коффин III, домовладелец
Тай Диггс
 
Одно из самых важных отличий заключается в том, что у Пуччини только Мими была смертельно больна – ближе к середины оперы мы узнаем, что у нее чахотка, тогда как в «Rent» ровно половина главных героев – всего 4 – ВИЧ-инфицированы. (Видимо, авторы мюзикла решили, что туберкулез, активно использовавшийся в художественных произведениях XIX века, теперь уже «неактуален», и заменили его на другое, неизлечимое в наше время заболевание). Зрителю об этом сообщают (в той или иной форме) в самом начале мюзикла, и сразу становится понятно, что сколько бы персонажи мюзикла не пели – не танцевали, до финала они доживут не в полном составе. ВИЧ и СПИД – важные элементы сюжета: часть эпизодов, например, происходит в группе поддержки для ВИЧ-инфицированных, где герои мюзикла находят новых друзей (в т.ч. – по несчастью) и вместе они пытаются заново определить свое место в этом мире.
Еще одно изменение: главными героями «Богемы» были Мими и Рудольф, а Шонар и Коллен оставались где-то на периферии сюжета (об их отношениях друг с другом ничего не сообщается, вероятность, что эти отношения носят романтический характер, стремится к нулю). В мюзикле «Rent» Мими и Роджер никак не могут считаться самыми главными героями – им отведено не больше места и времени, как и остальным персонажам.
Зато в «Аренде» на первый план вышла (или вышел?) Энджел, уличный музыкант-барабанщик, иногда появляющийся в мужском облике, но явно предпочитающий вести себя как женщина и носить высокие платформы, короткие юбки и парики. По характеру Энджел – очень-очень добрый и отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь тем, кто в беде. Энджел всем помогает, всех мирит, всем сочувствует – это самый яркий и самый положительный персонаж в фильме. Смотреть на Энджел вдвойне интересно, что ее блестяще играет Уилсон Жермен Эредия – актер из Доминиканской республики, несколько лет подряд исполнявший эту роль на Бродвее.
Кстати, почти все актеры из бродвейской постановки «Rent» повторили свои роли в фильме – это касается и Роджера, и Марка, и Бенни, и Морин, и Коллинза, и, как уже я написала выше, Энджел. Исключением стали только роли Джоанны и Мими – актрисы, игравшие их на Бродвее, отказались от участия в экранизации из-за возраста и беременности, соответственно. В результате, в фильме Джоанну сыграла Трэйси Томс (Лили в «Дьявол носит Прада»), а Мими – Росарио Доусон (Роксана в «Александре», Гейл в «Городе грехов»). И Томс, и Доусон играют и поют очень хорошо. Не знаю, как были исполнены эти роли в спектакле, но в фильме обе эти актрисы не выглядят чужеродным элементом на фоне своих коллег, отдавших «Rent» несколько лет жизни.
И здесь, как мне показалось, кроется небольшая проблема. Понятно, что когда актер в течение некоторого времени регулярно играет одну и ту же роль в одном и том же спектакле, он может делать это почти на автомате, даже если его разбудить в три часа ночи, даже когда у него температура, перелом ноги и руки, тяжесть в желудке и депрессия, даже если надо будет играть в полной темноте при 20-градусном морозе. Надо сыграть бедного, бездомного, больного артиста – будет сделано, в лучшем виде. Но зрители могут быть не вполне довольны таким профессионализмом, ведь на автоматы смотреть не слишком интересно.
Впрочем, может быть, это мои личные, мелочные придирки. Играют все равно хорошо.
Что касается фильма в целом, то видно, что его создатели решили воспользоваться всеми преимуществами, которые дает большой экран по сравнению со сценой: например, в кино нет нужды зажимать действие в четырех стенах, можно добавить сцены на улице, в кафе, в метро, в автобусе, или даже отправиться из Нью-Йорка в Санта-Фе! Также, для повышения зрелищности, музыкальными номерами слегка «пожертвовали»: некоторые – удалили или заменили на диалоги, а другие просто сократили. И это к лучшему: многие неплохие киномюзиклы тяжело смотреть именно потому, что там поют (по времени) почти столько же, сколько в спектаклях (например, «Призрак Оперы»).
Главные два вопроса к «Rent» связаны с содержанием – и фильма, и мюзикла.
1.      Несоответствие талантов персонажей фильма и тем, что мы видим и слышим на экране (исполнительские таланты актеров тут ни при чем). По логике сюжета получается, что герои «Rent» – бедные, еще не признанные юные (в смысле, не старые) дарования. Например, Роджер – талантливый молодой музыкант, а песня «Your Eyes» («Твои глаза»), которую он сочинял целый год (т.е. целый фильм) – шедевр. Но, если честно, ну не видно этого! «Your Eyes» – обычная, в меру слезоточивая любовная баллада с довольно банальным текстом и рифмами вроде «eyes / surprise».
Также и Марк – все говорят, что он талантливый режиссер, оператор и сценарист одновременно. В течение года (для зрителей – фильма) Марк снимает на ручную камеру все, что видит, отрывками по 3-5 секунд (совсем как сын калмыцких степей). В конце концов гениальный фильм готов – и мы видим, что это просто нарезка дрожащих кадров в стиле «с миру по нитке», которую совершенно невозможно смотреть.
Исключение – Морин (бывшая Мюзетта) в блестящем исполнении Идины Менцель. Морин работает в необычном жанре – она сама сочиняет и исполняет моноспектакли на актуальные для себя и своих друзей темы. Она и певица, актриса, и автор сценария, и режиссер. В фильме мы видим одно из ее выступлений – акция протеста против попыток Бенни расселить квартал, где живет Морин и ее друзья, и построить на его месте студию искусств Cyberland. Что там устраивает «Мюзетта» - это словами не описать! Просто класс!
В опере «Богема» проблемы масштаба дарований не было – под гениальную музыку Пуччини без труда можно было поверить, что персонажи оперы – и Рудольф, и Марсель, и Шунар и т.д. – сплошь непризнанные творцы, чей талант оценят, возможно, благодарные потомки. В «Rent» это увидеть очень сложно.
2.      «Из-за чего весь сыр-бор?», или недостаточно продуманный конфликт. То ли это проблема мюзикла, то ли виноваты сценаристы, ужимавшие спектакль для киноэкрана, но по ходу просмотра фильма довольно сложно понять, во-первых, что именно не поделили «богемщики» и их домовладелец Бенни, а во-вторых, почему Бенни – плохой, а «богемщики» – хорошие. Примеры – пожалуйста:
«Rent» начинается с того, что в канун Рождества Бенни отключает электричество и отопление в доме, где живут главные герои, потому что они задолжали ему арендную плату за целый год. Мера не очень красивая, но вполне логичная в данной ситуации. Все лучше, чем нанять бандитов, чтобы они выбили долг бейсбольными битами.
В ответ злостные неплательщики громко протестуют и заявляют, что платить не будут: оплата за квартиру противоречит их принципам.
Интересно, что это за принципы такие – пользоваться чужой жилплощадью, светом и теплом и не платить за них, чтобы «не продаться большому капиталу». На впечатлительных подростков такая идеология, возможно, производит впечатление, но взрослому человеку принимать ее всерьез совершенно невозможно.
Дальше – больше. В ответ на претензии домовладельца «богемщики» делают ему такое замечание:
-         Что случилось с Бенни, что случилось с его сердцем и идеалами, которым он когда-то следовал?
Сразу вопрос – что это за идеалы, которые предал Бенни Коффин? Был ли он раньше коммунистом, антиглобалистом, анархистом, панком или (ваш вариант)? Мы так и не узнаем.
Также мы не узнаем, почему «богемщики» так яростно протестуют против плана Бенни построить студию искусств Cyberland, где они все могли бы свободно творить, зарабатывать деньги и не платить за жилье. Бенни не собирается ущемлять ничью творческую свободу, он хочет создать студию, где бесприютные таланты смогут проявить себя. Но, похоже, «богемщикам» больше нравится мерзнуть в темных чердаках, сочинять по одной слабенькой песне в год, упиваться собственной бедностью и неприкаянностью и ждать, когда (цитирую) «вирус восторжествует [над нами]». Вот почему идее строительства студии они отчаянно сопротивляются. Вызывает ли такое поведение симпатию и понимание у зрителей? Похоже, не у всех.
Одним словом, если не вдумываться в сюжет, фильм смотрится приятно. Если вдумываться – с одной стороны, возникает много непоняток, а с другой стороны, начинает казаться, что смотришь классическую чернуху, где почему-то много поют. В результате общее впечатление от фильма – крайне неоднозначное, но, скорее, положительное.
Может быть, именно поэтому фильм показал скромные результаты в международном прокате: бюджет – 40 млн. долларов, кассовые сборы – всего 30 млн. А в России прокатчики и вовсе не решились выпустить «Rent» в кинотеатрах, и выпустили фильм на куцем DVD (что название перевели как «Богема» – это значит, совсем у людей совести нет), даже без звуковой дорожки на английском языке. Очень жаль – «Rent» пусть и не шедевр, но вполне достойный фильм.
Ну и ладно, есть и кое-какие другие способы посмотреть этот фильм в нормальном качестве и без перевода, но какие – это я тут писать не буду, чтобы не делать рекламу пиратам. А посмотреть «Rent», мне кажется, стоит – это добротный мюзикл на необычную тему, с хорошей музыкой и вокалом, обладающий своеобразным, «клошаровским» обаянием. А с «Богемой» Пуччини его не стоит сравнивать – смысла в этом нет.

?

Log in

No account? Create an account