madjara

madjara


В поисках каравая


Previous Entry Share Next Entry
"Таинственное пламя царицы Лоаны"
lady in red
madjara
Каждый раз, обнаруживая в продаже новую книгу Умберто Эко, я не могу сдержать "хватательный" рефлекс. А все потому, что у моих родителей когда-то обнаружилось первое издание "Имени розы" на русском языке - если не ошибаюсь, 1988 года. Отличное издание, надо сказать. Пусть качество бумаги и печати не на высоте, зато там было целых 2 предисловия - переводчика Елены Костюкович и Юрия Лотмана,  а также: подробные примечания и эссе Эко "Заметки на полях "Имени розы". При последующих переизданиях романа в издательстве Simposium бумага стала белее, печать отчетливее, но в томике с романом "Имя розы" теперь содержится только сам роман,  без "Заметок" и, насколько я помню (проверить бы надо), без текста Лотмана.

Стоит ли говорить, что и последний, вышедший в Италиив 2004 году роман Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны" я тоже была готова "хватать". Но пришлось подождать - итальянским языком я не владею, а русское издание появилось только пару месяцев назад. Упустить его я не могла.

Значит, что это такое. Довольно увесистый том в суперобложке, имя автора выделено золотым тиснением.
Обложка, как можно видеть на картинке - чудовищная. Можно подумать, перед читателем очередное копеечное фэнтези с элементами порно под названием "Атака межгалактических сантехников".  
Как ни странно, даже такие образы имеют отношение к содержанию книги - см. подзаголовок: "Иллюстрированный роман". На иллюстрациях изображены не события и не персонажи книги, а, по большей части, документы и предметы, о которых идет речь в тексте.

Сюжет. Главный герой романа, букинист Джанбаттиста Бодони, которого все называют просто Ямбо, приходит в себя в больнице после инсульта. Ямбо чувствует себя вполне здоровым, помнит, какой на дворе год, но не помнит ничего, что касается его лично. В памяти Ямбо сохранились только общие знания: кто написал "Божественную комедию" и о чем там речь, сколько ног у Микки Мауса и в каком году кончилась Семилетняя война, но не помнит, как звали его родителй, как выглядит его жена, сколько у него детей и т.д. Жена Ямбо - психолог, и она придумывает необычный план восстановления памяти Ямбо: раз уж вся его жизнь была связана с книгами (даже шире - с печатной продукцией), значит, он должен поехать в деревню, в дом, где жил в детстве, и найти свои старые книги, учебники, дневники, комиксы, журналы, открытки, календарики, постеры - все что угодно. В них заключена "бумажная память" Ямбо, все то сырье, из которого шаг за шагом, год за годом складывалась его его личность.
Герой уезжает "в глушь, в Саратов" и рыться в старых сундуках, кладовках, на чердаке. Постепенно в его голове один за другим начинают возникать забытые образы из прошлой жизни. Чем больше герой ищет, тем ярче они вспыхивают - как волшебное пламя из комикса про царицу Лоану.

Читателю предстоит на протяжении более 600 страниц пробираться через интеллектуальный склад крайне эрудированного персонажа, который, как легко можно понять, более других героев Эко похож на своего создателя. А на складе этом - великое множество книг (журналов,
 вырванных страниц с томными красавицами...), от которых уже тянутся ниточки к воспоминаниям первых 16-17 лет Ямбо, т.е. период с середины тридцатых до начала пятидесятых годов. Там - эпоха Муссолини, "юные балильи", затем война, бомбежки, "Лили Марлен", партизаны, потом - победа, американские солдаты (и комиксы!), пышные юбки, первая любовь, которой "сказать хотел, но не сумел" (напротив, перед читателем автор не робеет и скажет ему все, что пожелает). Множество эпизодов, действительно интересных, большинство которых могли бы стать рассказами или небольшими повестями. Однако под одной обложкой вся эта конструкция держится с трудом.

Если с экранизациями книг вечная проблема  - как впихнуть 300, 400, 600, 1000 страниц в 2-3 часовой фильм, чтобы его потом даже смотреть было можно, то здесь налицо похожая трудность: как вместить 60 лет активного умственного труда, непрерывного образования и чтения взахлеб в одну, пусть даже и очень большую книгу. Пусть даже в большую книгу с картинками.

Мне почему-то кажется, что самому Умберто Эко было как никогда интересно писать "Таинственное пламя" - ведь это такие беллетризованные мемуары. Энциклопедия жизни, пусть и не на 100% достоверная. Только вот немного найдется читателей, любящих читать энциклопедии как романы, от корки до корки. Я, например, не из таких.

ИТОГО:  неплохая, достаточно любопытная книга. С картинками :) Не без недостатков, к сожалению, но все равно есть смысл прочитать.

  • 1
у меня лежит эта книга, на ДР подарили, все никак не доберусь (потому что ее неудобно в метро читать ;-)). надо взяться.

Действительно, в метро не возьмешь, на КПК не почитаешь (из-за картинок). Хотя картинки можно потом дома посмотреть.

я с экрана вообще не читаю, не люблю

Зато какая радость, когда осилишь это КНИЖИЩЕ!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account